Версия для слабовидящих

Преодоление гиперсаливации у детей с дизартрией

06 февраля — 18 марта


учитель-логопед МБДОУ д/с № 93

Брындикова  Наталья Адамовна

 

Уважаемые родители! Поговорим о преодолении такого симптома дизартрии, как гиперсаливация. Год от года количество детей  с дизартрией становится все больше и больше. Первым признаком такого речевого нарушения является повышенное слюнотечение, особенно это заметно при речевой нагрузке.

Что же такое гиперсаливация?

Гиперсаливация -  это обильное  слюнотечение. Этот симптом  может быть связан с повышенным слюноотделением, но чаще всего она является причиной того, что слюна, которая образуется, не проглатывается в нужный момент. Именно при дизартрии  это проявляется именно таким образом . Заметить это можно, если попросить ребенка открыть рот и наблюдать, как, буквально через 8-10 секунд, во рту скапливается слюна, при разговоре ребенок брызгает слюной, и у него часто бывают мокрыми от слюны губы.

 Чем можно помочь ребёнку в домашних условиях, как научить его преодолевать этот неприятный симптом?

1. Учим ребенка проглатывать слюну.

1)  Ребёнка учат подсасывать слюну с сомкнутыми губами, а затем проглотить её. В начале это выполняется с запрокинутой головой, а затем в обычном  положении.

2)  Постоянно  напоминать ребёнку о необходимости проглатывания слюны перед речью или перед  выполнением артикуляционного упражнения.

3)  При необходимости пользоваться  салфеткой для промакивания рта.

4) У детей-дизартриков достаточно часто рот приоткрыт. Поэтому  необходимо выработать умение  держать рот закрытым, когда он молчит и не принимает пищу.

5) Занимаясь с таким ребёнком дома, нужно специально делать паузы, чтобы малыш мог проглотить скопившуюся слюну.

6) Необходимо научить ребёнка с гиперсаливацией дифференцировать ощущения сухого и мокрого подбородка.

2.Артикуляционные и мимические упражнения.

1) Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Такие движения рекомендуется проводить с закрытым ртом).

2) «Бегемотики» («Окошко»). Открыть широко рот и постараться удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения находиться на дне ротовой полости.

3) «Усики». Стараться удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, даже карандаш.

4) «Шарики». Надувать обе щеки одновременно. А затем пробовать втянуть щёки, при этом ротовая полость открыта, а губы сомкнуты.

5) «Катаем шарики». Надувать поочерёдно щёки 4-5 раз.

6) «Йог» — рот открыт, ребёнку предлагается вращать языком в вытянув язык, затем сглотнуть слюну.

 

 

 

 

3.Активизация мышц нетрадиционными способами.

1) Положить на  кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2  капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.

2) На кончик языка нанести капельку мёда. Пробуем выполнить упражнение «Часики» или двигать языком вперёд-назад.

4. Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке для активизации мышц мягкого нёба. 

Под атакой звука понимают начало звука, т.е. включение в работу голосовых складок. Атака звука зависит от плотности смыкания голосовых складок и силы выдоха. При твердой атаке сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох. Звук получается твердый, часто резкий.

 

а а а; э э      э; и и и;

аэ, аэ, аэ;      эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;

аэи, аэи,      аэи.

Полезно при гиперсаливации жевать и глотать твёрдую  пищу (твёрдых овощей и фруктов, сушек, сухариков). Это тоже способствует преодолению этого симптома.

5. Полоскание рта.

Многие авторы предлагают использовать при выполнении этой процедуры травы (настой шиповника, коры дуба, тысячелистника). Это возможно, если у ребёнка нет противопоказаний и аллергии. Постепенное  полоскание горла сначала минеральной водой, затем жидким киселём, потом кефиром, а позже густым киселём.

 

Желаю Вам успехов в преодолении гиперсаливации у Вашего ребенка!

 

Учитель-логопед
Адрес
Таганрог, ул. Дзержинского, 171-1
Часы приема и консультаций родителей
Часы приема: Понедельник 09:00-11:00, Среда 15:00-17:00
Заведующий: Каданова Татьяна Валерьевна
Телефон заведующего: +7 (8634) 60-17-54
График работы
Часы работы: 06:30 - 18:30
Перерыв: Без перерыва
Выходные дни: Суббота, Воскресенье
Телефоны
+7 (8634) 60-23-03
Кто пойдет?
Пока никто не отметился

Нет комментариев. Ваш будет первым!