Специалисты
Консультация «Логоритмика для дошкольников»
24
ноября
2022
учитель-логопед МБДОУ д/с № 93
Брындикова Наталья Адамовна
Логоритмика демонстрирует собой особую методику, которая позволяет решить целый комплекс проблем, связанных с нарушением речи, координации и слуховых навыков ребенка.
Логоритмика для детей – это своеобразный метод работы с дошкольниками, при котором применяются музыкальные, двигательные и словесные компоненты.
Для чего это надо?
Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия. И если, одно из звеньев нарушено, то, как правило, весь механизм даёт сбой. Так вот целью логоритмики и является: преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения через развитие и коррекцию двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Логопедическая ритмика замечательно улучшает общую и мелкую моторику, координацию движений, речевое дыхание, нормализует тонус мышц. Занятия логоритмикой тренируют слуховую память и восприятие и улучшают физическое состояние ребёнка, способствуют формированию правильных двигательных навыков. Логопедическая ритмика положительно влияет на психоэмоциональное состояние детей: гиперактивных и легковозбудимых она успокаивает, а более медлительных, наоборот, активизирует.
Для кого нужны логоритмические занятия?
Такие занятие рекомендуются детям с речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР, дизартрия, заикание и т. д), при котором страдает звуковая и грамматическая сторона речи. Дети с такими речевыми дефектами быстро утомляются, трудно воспринимают материал. Занятия логоритмикой помогают детям преодолеть психологический барьер и адаптироваться в социальном плане.
Отличительная черта логоритмики, в том что, все предложенные упражнения без труда может повторить человек, не имеющий никакой специальной тренировки.
Все упражнения основываются на подражании: показ взрослого – повтор ребенком.
- Логоритмические упражнения содержат различные движения, слова, песни, звуки.
- Обязательным упражнением на каждом занятии являются разные виды ходьбы.
Ритмичные движения, сопровождающие словами способствуют коррекции нарушения речевого развития дошкольников. Ребята должны уметь маршировать по кругу, в паре, тройке, овладеть встречным шагом. Обучение разным видам ходьбы позволяет научить детей ориентироваться в пространстве, развивает ровную осанку.
- Упражнения на укрепление тонуса мышц позволяет дошкольникам улучшить координацию движений, учат контролировать мышечный тонус.
- Логоритмические упражнения способствуют развитию дыхательного аппарата укреплению сердечно-сосудистой системы. Такие упражнения формируют диафрагмальное дыхание, регулируют продолжительность вдоха и выдоха.
- Голосовые упражнения заключаются в произнесении гласных и согласных звуков на выдохе. С помощью таких заданий у дошкольников развивается сила, выразительность, модуляция голоса.
- Танцевальные элементы в логоритмике развивают общую моторику, позволяют чувствовать такты.
- Речевые упражнения могут выполняться с музыкальным сопровождением, тогда ребенок учиться произносить речевой материал в соответствии с музыкой. Это замечательно тренирует память, развивает темп речи.
Почти все логоритмические задания построены на игре.
Чем полезны такие занятия детям?
Логоритмика способуствует коррекции речевых нарушений с помощью эстетического воспитания, совершенствованию и развитию двигательных навыков, при этом используя музыку и речь. Логоритмика улучшает и развивает:
- слуховое внимание;
- музыкальный, тембровый, динамический слух;
- ориентацию в пространстве;
- мелкую, общую моторику, мимическую мускулатуру;
- кинестические ощущения;
- навык правильного употребления звуков в разных формах;
- согласование типа музыки с ее движениями, понимание ритма.
Цель и задачи логоритмики синтезируют в себе работу по коррекции речевых нарушений, двигательной моторики и психологические методы развития. Положительное влияние позволяет детям нормализовать речь, двигательные навыки, выполнять инструкции, творчески выполнять задания.
Литература:
Нищева Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» Детство – Пресс 2016г.
Сорокина Н. А. «Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР» Владос, 2016 г
Танцюра С. Ю. «Логопедический массаж. Игры и упражнения для детей раннего и дошкольного возраста» Сфера, 2015 г.