Специалисты

Консультация: «На пути к грамоте»

14

февраля

2023

учитель-логопед МБДОУ д/с № 93

Брындикова  Наталья Адамовна

Сегодня я хочу побеседовать о том, как сформировать у дошкольников элементы грамоты. Ведь во многом дальнейшее школьное обучение зависит от начальной школы. Это сказывается на успеваемости ученика в среднем звене, его отношении к школе, и, в итоге, его становление во взрослой жизни.

Вспомним, что грамота – это умение человека читать и писать. Трудный процесс освоения грамоты состоит из нескольких этапов. Основная часть изучается в школе. Но для облегчения такого трудного процесса, достаточно часть навыков сформировать ещё в дошкольном возрасте.

Позвольте назвать основные составляющие процесса обучения грамоте:

  • сформированность звуковой стороны речи, т.е. правильное звукопроизношение всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);
  • развитие фонематического восприятия, т.е. умение воспринимать и дифференцировать звуки речи;
  • умение выполнять звуковой анализ и синтез слов, т.е. определять наличие звука в слове; устанавливать позицию звука в слове, последовательность звуков в слове,  знать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;  что звуки бывают гласные и  согласные, а согласные, в свою очередь, делятся на твердые и  мягкие, глухие и звонкие;
  • способность делить слова на слоги, определять их количество;
  • умение строить схему слова, предложения, работать с разрезными (магнитными) буквами;
  • сформированность навыка послогового чтения;
  • владение навыком печатного изображения букв.

В дошкольном возрасте ребёнку необходимо дать знания о том, что наша речь состоит из предложений, предложения - из связанных по смыслу слов, слова строятся из звуков и делятся на части – слоги. Важно, чтобы дошкольник правильно понимал эти понятия и не путал их. Также будущих школьников можно знакомить с некоторыми правилами, например, как определять количество слогов в слове: в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков. Узнавать количество гласных звуков в слове поможет игра «Назови гласные звуки»: взрослый произносите слово, а ребёнок пробует сказать гласные звуки в такой последовательности, как они звучат в слове. Добавлю, что в называемых словах, должны хорошо восприниматься все гласные звуки.

Когда учим детей читать, нужно помнить, что звук и буква – это различные понятия. Звуки мы произносим в устной речи, их мы слышим и говорим. А буквы являются графическими обозначениями звуков, знаками, которые необходимы нам в письменной речи, то их мы видим и пишем. Порой родители неправильно обучают детей побуквенному чтению, в результате чего букву произносят, как её название, а не как звук. (вместо [М] [Н] читают ЭМ, ЭН). Это нарушает процесс овладения дошкольниками навыка осознанного чтения, так как им трудно вникать в правила озвучивания букв и буквосочетаний.      

Уважаемые родители! Помните, что называть буквы лучше по их звуковым обозначениям: [п], [б], [к]…. Это позволит облегчить и ускорить процесс обучения чтению ребёнка. И лучше познакомить его с названиями букв только после того, как малыш овладеет побуквенным чтением.

Многие ребята испытывают трудности в запоминании букв и соответственно овладении чтением. Для лучшего усвоения графического образа буквы и для дальнейшей профилактики дисграфии и дислексии в школе (дисграфия – нарушение письма, дислексия – нарушение чтения), можно выполнить следующие задания:

  • изобразить букву в воздухе;
  • выложить букву из подручного материала (счётных палочек, ниточек, фасоли, камешков);
  • рисовать букву пальчиком на рассыпанной на подносе мелкой крупе;
  • вырезать из бумаги нарисованную букву;
  • вылепить образ звука из пластилина, теста;
  • дорисовать элементы букв;
  • найти нужную букву в тексте и подчеркнуть её.

Хорошими помощниками в обучении детей чтению являются кассы букв, разрезная азбука, магнитная азбука и т.п. Главное в использовании тих пособий – знать буквы, уметь быстро их находить и располагать так, как они звучат в слове. То есть здесь формируем навыки звукового анализа, и синтеза.

Например, можно поиграть в игру «Измени слово». Предложить ребёнку из букв составить слово. А затем попробовать убрать, добавить или заменить букву, чтобы получилось новое слово. Не забудьте похвалить ребёнка.

Уважаемые родители!

Обучение грамоте – важный этап в жизни ребенка. И то, насколько интересно и плодотворно он будет проходить, в целом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности.

Успехов вам в овладении грамотой с вашими детьми!

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo