Специалисты
Консультация: «На пути к грамоте»
14
февраля
2023
учитель-логопед МБДОУ д/с № 93
Брындикова Наталья Адамовна
Сегодня я хочу побеседовать о том, как сформировать у дошкольников элементы грамоты. Ведь во многом дальнейшее школьное обучение зависит от начальной школы. Это сказывается на успеваемости ученика в среднем звене, его отношении к школе, и, в итоге, его становление во взрослой жизни.
Вспомним, что грамота – это умение человека читать и писать. Трудный процесс освоения грамоты состоит из нескольких этапов. Основная часть изучается в школе. Но для облегчения такого трудного процесса, достаточно часть навыков сформировать ещё в дошкольном возрасте.
Позвольте назвать основные составляющие процесса обучения грамоте:
- сформированность звуковой стороны речи, т.е. правильное звукопроизношение всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);
- развитие фонематического восприятия, т.е. умение воспринимать и дифференцировать звуки речи;
- умение выполнять звуковой анализ и синтез слов, т.е. определять наличие звука в слове; устанавливать позицию звука в слове, последовательность звуков в слове, знать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»; что звуки бывают гласные и согласные, а согласные, в свою очередь, делятся на твердые и мягкие, глухие и звонкие;
- способность делить слова на слоги, определять их количество;
- умение строить схему слова, предложения, работать с разрезными (магнитными) буквами;
- сформированность навыка послогового чтения;
- владение навыком печатного изображения букв.
В дошкольном возрасте ребёнку необходимо дать знания о том, что наша речь состоит из предложений, предложения - из связанных по смыслу слов, слова строятся из звуков и делятся на части – слоги. Важно, чтобы дошкольник правильно понимал эти понятия и не путал их. Также будущих школьников можно знакомить с некоторыми правилами, например, как определять количество слогов в слове: в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков. Узнавать количество гласных звуков в слове поможет игра «Назови гласные звуки»: взрослый произносите слово, а ребёнок пробует сказать гласные звуки в такой последовательности, как они звучат в слове. Добавлю, что в называемых словах, должны хорошо восприниматься все гласные звуки.
Когда учим детей читать, нужно помнить, что звук и буква – это различные понятия. Звуки мы произносим в устной речи, их мы слышим и говорим. А буквы являются графическими обозначениями звуков, знаками, которые необходимы нам в письменной речи, то их мы видим и пишем. Порой родители неправильно обучают детей побуквенному чтению, в результате чего букву произносят, как её название, а не как звук. (вместо [М] [Н] читают ЭМ, ЭН). Это нарушает процесс овладения дошкольниками навыка осознанного чтения, так как им трудно вникать в правила озвучивания букв и буквосочетаний.
Уважаемые родители! Помните, что называть буквы лучше по их звуковым обозначениям: [п], [б], [к]…. Это позволит облегчить и ускорить процесс обучения чтению ребёнка. И лучше познакомить его с названиями букв только после того, как малыш овладеет побуквенным чтением.
Многие ребята испытывают трудности в запоминании букв и соответственно овладении чтением. Для лучшего усвоения графического образа буквы и для дальнейшей профилактики дисграфии и дислексии в школе (дисграфия – нарушение письма, дислексия – нарушение чтения), можно выполнить следующие задания:
- изобразить букву в воздухе;
- выложить букву из подручного материала (счётных палочек, ниточек, фасоли, камешков);
- рисовать букву пальчиком на рассыпанной на подносе мелкой крупе;
- вырезать из бумаги нарисованную букву;
- вылепить образ звука из пластилина, теста;
- дорисовать элементы букв;
- найти нужную букву в тексте и подчеркнуть её.
Хорошими помощниками в обучении детей чтению являются кассы букв, разрезная азбука, магнитная азбука и т.п. Главное в использовании тих пособий – знать буквы, уметь быстро их находить и располагать так, как они звучат в слове. То есть здесь формируем навыки звукового анализа, и синтеза.
Например, можно поиграть в игру «Измени слово». Предложить ребёнку из букв составить слово. А затем попробовать убрать, добавить или заменить букву, чтобы получилось новое слово. Не забудьте похвалить ребёнка.
Уважаемые родители!
Обучение грамоте – важный этап в жизни ребенка. И то, насколько интересно и плодотворно он будет проходить, в целом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности.
Успехов вам в овладении грамотой с вашими детьми!