Специалисты
Родителям на заметку: «Сам себе логопед»
17
марта
2023
учитель-логопед МБДОУ д/с № 93
Брындикова Наталья Адамовна
Все мы знаем, что интеллектуальное развитие ребенка взаимосвязано с развитием речи. Чем раньше и правильнее малыш начнет выговаривать звуки и слова, составлять из слов грамматически верные фразы и предложения, тем быстрее будут развиваться его мозг, а соответственно и интеллектуальные способности. в очередной раз напомню, что развивать речь, а значит и мозг ребенка нужно с самого младенчества. Как этому способствовать?
Правило №1: Общайтесь с малышом с самого рождения! Разговаривайте с ним как можно чаще. Даже если он совсем еще кроха! Напевайте песенки, сопровождайте речью свои и его действия. Дальше — сложнее: читаем потешки, стихи, сказки, обсуждаем тесты с ребенком. К двум-трем годам с малышами можно достаточно интересно общаться.
Правило №2: Не нужно сюсюкать. Даже если он совсем маленький и казалось бы ничего не понимает. Разговаривайте нормальной, внятной речью. Пусть ребёнок слышит правильное произношение.
Правило № 3: Старайтесь отучать от неправильных слов, даже если они весьма забавные. Аккуратно исправляйте малыша, если он искажает слова. У каждой мамочки имеется достаточный запас таких детских словечек. Но позволять закрепляться таким словам в речи непозволительно.
Правило № 4: Выполняйте артикуляционные упражнения для развития речевого аппарата! Тренируйте мышцы ротовой полости. Звучит непонятно, но на самом деле я говорю о тренировке мышц языка, губ, щек. Пока ребенок совсем ещё крошечный, можно приобщать его к подражанию звуков домашних животных и птиц. Позволяйте ребенку иногда погримасничать дома перед зеркалом: достать кончиком языка до кончика носа, надуть щечки, сделать язык трубочкой или чашечкой, вытянуть вперед губки, пощелкать языком. Если ваш ребенок сможет показать языком, как цокает лошадка или как играет гармошка, какой большой грибок вырос в лесу, то возможно вам и не понадобится вести ребёнка к логопеду.
Иногда можно устроить интересные необычные игры. Например, предложить слизывать языком с блюдца варенье или сгущенку. Или приклеить конфету –ириску к верхнему нёбу, а ребёнок языком должен её снять. Это прекрасные упражнения для мышц языка.
Предложите малышу «почистить» зубки, проводя по зубам с наружной и внутренней стороны. Даже можно посчитать зубки, тянемся кончиком языка поочередно до каждого зубика. Именно подвижность языка способствует четкому и правильному произношению звуков. Главное, не оставаться равнодушным к речевому развитию своих детей, активизировать их словарь, развивать речевой аппарат.
Правило № 5: Учите грамоте детей до школы! Научиться четкому звукопроизношению ребенку нужно ещё в дошкольном возрасте. Это необходимо, потому что в младших классах дети начинают изучать фонетику - науку о звуках. А изучать звуки очень затруднительно, если они произносятся неправильно. Если звукопроизношение все-таки нарушено, то лучше проконсультироваться с логопедом, он подскажет, что нужно делать. И тогда вы услышите чистую и внятную речь ребёнка!