Специалисты

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НАВЫКАХ ПИСЬМА

1

февраля

2021

учитель-логопед МБДОУ д/с № 93

Брындикова  Наталья Адамовна

28.01.2021г.

 

Письмо - сложный координационный навык, требующий хорошо развитую мелкую моторику рук, развития общих движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и сложный процесс, закрепление которого доставляет детям немало трудностей. 

Умение работать с мелкими  предметами, выполнять соответствующие движения развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к этому моменту в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, более развитыми становятся мелкие мышцы кисти. Необходимо, чтобы у старшего дошкольника были развиты графические навыки, которые способствуют развитию навыка письма, чтобы в дальнейшем не пришлось исправлять неправильно сформированные старые умения. 

Изменение неправильно сформированного графического навыка требует немало сил и времени как от ребёнка, так и от родителей. Это конечно же осложняет процесс обучения письму, создаёт дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребёнка на первом году обучения в школе. 

Неправильное умение держать пишущие предметы (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании или при попытке писать печатным шрифтом буквы.

Родителей также должна насторожить такая слабая работа пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такая изобразительная деятельность, как рисование и закрашивание, способствуют развитию пространственной ориентации на листе бумаги, умению менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Добиваясь этого при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

Показательным является и то, когда ребёнок рисует слишком маленькие предметы: обычно это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется, если предложить ребёнку нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3 см (по образцу). Если ребёнок привык фиксировать кисть на поверхности, он не выполнит эту задачу: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать эту фигуру в несколько приёмов, периодически передвигая руку.

 

Для развития тонкой координации рук необходимо, чтобы ребёнок постоянно занимался разнообразными видами деятельности, требующими участия мелких мышц рук. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (а возможно, и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитьё, вышивание, вязание, макраме.

 

Упражнения по формированию кинетической основы двигательного акта письма

 

      1. «Блины». Положить кисти рук на стол ладонями вниз, одновременно поворачивать их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук необходимо отрывать от стола. 

 

  1. «Кошечка». Кисти рук находятся на столе ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При этом кисти рук отрываются от стола и затем кулак или ладонь кладутся на стол. 

 

  1. «Шалтай - Болтай». Положить правую кисть на стол ладонью вверх, левую ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук. 

 

  1. «Кошка - мышка». Положить на стол раскрытую ладонь правой руки, кисть левой руки сжать в кулак. Одновременно поменять положение кистей рук. 

 

  1. «Пальчики - драгуны». Поставить локти на стол. Прижать обе ладони друг к другу. Постукивать пальцами друг о друга поочередно, начиная с большого,

 

  1. «Пианино». Ударять подушечками пальцев по столу последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет, сначала «играют» пальцами только правой или только левой руки, затем выполнять движения одновременно пальцами обеих рук. 

 

  1. «Бинокль». 2, 3, 4, 5 пальцы рук примыкают друг к другу. Соединить большой палец с указательным, сначала правой руки, затем на левой. В таком положении сблизить правую и левую руки до их соприкосновения. 

 

  1. «Человечки». Сжать кисть руки в кулак, выпрямить указательный и средний пальцы, поставить их на стол. Поочередно поднимать пальцы от стола и продвигать их вперед (пальчики «шагают»). Сначала работает только правая или левая рука, затем выполнять одновременно пальцами обеих рук при аналогичной работе указательного и среднего пальцев. 

 

       9. «Раки». Положить на стол ладони рук: правая - с сомкнутыми пальцами, левая - с разомкнутыми. Одновременно выполнять движения, меняя положение пальцев рук.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo