Специалисты

Как определить отклонения в речевом развитии ребенка

29

сентября

2022

учитель-логопед МБДОУ д/с № 93

Брындикова  Наталья Адамовна

В становлении экспрессивной (активной) речи малыша есть несколько этапов. Напомним, что  первым проявлением речевой активности ребенка является крик при рождении.

2-3 мес. Крик сменяется гулением. Гуление - произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно в сочетании с согласным г. Это является своеобразной подготовкой речевого аппарата к воспроизведению звуков. В этот период развивается процесс понимания речи, т.е. развитие импрессивной речи. Малыш учится управлять информацией.

7-9 мес. У ребёнка появляется лепет. Малыш проговоаривает серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма».

9-11мес. Ребёнок пытается повторять за взрослым простые звуки и слоги.

11-13 мес. Появляются первые осознанные слова, употребляемые ребенком. Это двусложные слова, имеющие одинаковые слоги: «мама», «дядя» и т. д. Лексический запас к двум годам значительно возрастает (около 300 слов различных частей речи).

2-3 года. В 2 года появляется фразовая речь, малыш произносит первые предложения. Усложняется синтаксическая структура и грамматитика предложений. Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. К 3,5 годам лексика малыша включает больше 1000 слов.

Таковы этапы нормального речевого развития ребенка. Любое отклонение от нормы требует консультации специалиста. В настоящее время бытует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Однако, если наблюдаются тяжелые речевые нарушения, к этому возрасту многое упущено, приходится корректировать уже неправильно сформированную речь. А вот в раннем возрасте ещё не поздно сформировать правильную и развитую речь. Наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет.

Если отклонение в речевом развитии будет выявлено в более раннем возрасте, то быстрее и легче его можно исправить. У родителей должно вызвать беспокойство, если у ребенка нет речи не только в два года, а уже и в тех случаях, когда несвоевременно формируется  гуление и лепет.

Проявите инициативу первыми! Наблюдать за состоянием ребенка кроме родителей должны и участковый педиатр, и даже педагоги детского сада. Но всё таки, уважаемые родители, вы должны знать, что, прежде всего это ВАШ ребёнок. Поэтому, если  что-то настораживает в речевом развитии ребёнка, посоветуйтесь с профессионалами! Никогда не воспринимайте знакомых и коллег по работе, которые говорят: «Мой тоже поздно стал разговаривать. Теперь болтает, не остановить».

Обратите внимание! Если:

  • К концу 1-го месяца ребенок  никогда не кричит, не плачет, если проголодался.
  • К концу 4-го месяца он нет улыбки и ответной реакции на голос взрослого, нет гуления.
  • К концу 5-го месяца не пробует, находясь на руках матери, находить взглядом те окружающие предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к звучащей музыке, интересным звукам.
  • К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно воспринимает интонацию речи, не предпочитает мелодичные погремушки.
  • К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не повторяет за взрослым различные звукосочетания и слоги, не пробует подражать интонации говорящего.
  • К концу 10-го месяца ребёнок не машет отрицательно головой, если не согласен, либо ручкой  прощаясь со взрослым.
  • К году он не произносит ни слова, трудно выполнить простые инструкции («покажи», «принеси»), нет адекватной реакции на похвалу или замечания, если неправильно себя ведёт.
  • К 1 году 4 месяцам он не всегда в нужной ситуации употребляет слова «мама» и «папа».
  • К 1 году 9 месяцам не может воспроизвести 6 осмысленных слов.
  • К 2 годам ребенок не  показывает части тела, названные взрослым, не выполняет инструкции по типу: «Сходи в спальню и принеси куклу», не узнает родных на фотографиях.
  • К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».
  • К 3 годам не понимает простые стихотворения, сказки, не пробует их по своему  пересказать, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
  • В 4 года не знает названия основных цветов, не умеет считать в пределах пяти, не нравится слушать длинные сказки, не запоминает ни одного стихотворения. 
logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo