Специалисты

Консультация «Автоматизация звуков в игровой форме»

11

марта

2022

учитель-логопед МБДОУ д/с № 93

Брындикова  Наталья Адамовна

Этапы работы над звукопроизношением прописаны в логопедической литературе и имеют определённую последовательность.

Что такое автоматизация звука? Задача автоматизации: сформировать правильное проговаривание поставленного звука в разных речевых формах: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи. Наиболее доступной формой работы в дошкольном возрасте является игровая, как – ведущий вид деятельности  в дошкольном возрасте.
При автоматизации звуков необходима строгая последовательность, начиная с простых игр и упражнений, заканчивая сложными. Начинаем закреплять звук в слогах, затем плавно переключаемся на слова, потом усложняем в предложениях, и наконец дорабатываем в связной и спонтанной речи.
Когда процесс автоматизации находится на этапе отрабатывания звуков в словах и предложениях, добавляем в игры и упражнения картинный материал, чтобы повысить интерес ребёнка к занятию. Игровые приемы значительно повышают эффективность отработки поставленного звука изолированно и  слогах. Чтобы научиться хорошо, правильно говорить звук нужно дружить со своим язычком, тогда он будет послушным, и будет чётко проговаривать все звуки. Для тренировки артикуляционного аппарата детей можно использовать и придумать самим сказки про Весёлого Язычка.

Когда звук поставлен, ребёнок правильно его произносит изолированно, необходимо дальше закреплять его в слогах.  Когда  автоматизируем звука в слогах, мы не можем ещё показывать предметные и сюжетные картинки, где этот звук повторяется чаще всего. Поэтому я практикую и предлагаю следующие игровые упражнения:

  • “Повтори за мной”. Простучать с помощью бубна или другого музыкального инструмента определённый ритм и попросить произнести нужный слог. Ребёнок слушает и повторяет слог столько раз, сколько раз ударил в бубен.
  • “Играем со счётами”. Взрослый выкладывает на счётах определённое количество косточек и предлагает малышу повторить столько же раз слог. Как усложнение, предложить повторить слог на 2раза больше или например на 1 раз меньше.
  • “Лепестки цветка”. Предложить ребёнку повторить слоги разгибая и загибая пальчики ("лепестки" раскрылись, потом закрылись).
  • “Лабиринт”. В зависимости от изображённых дорожек, ребёнок повторяет слоги: на прямой дорожке - спокойно. На следующей скачем по камешкам, поэтому и слоги говорим чередуя громкий и тихий голос. А ещё по одной  дорожке мы поднимаемся в гору, и тогда внизу "горы" слог повторяем совсем тихо, а потом громче и громче, а на самом верху – очень громко.

Для автоматизации звука в словах можно использовать следующие игры:

  • “Весёлый рыболов”. На столе находится синяя бумага а на ней  рыбки с прикреплёнными к ним предметными картинками и скрепками. Предложить ребёнку с помощью магнитной удочки поймать рыбку на заданный звук. Дошкольник называет предмет, изображённый на рыбке при этом правильно проговаривая автоматизируемый звук. Можно предложить поделить это слово на слоги, назвать место звука в слове., назвать это слово во множественном числе.
  • “Живое -неживое”. Ребёнку даются предметные картинки и предлагается разложить их на две группы по признаку живой это предмет или неживой, тем самым знакомим с понятием орддушевлённое и не одушевлённое, учим ставить вопросы "Кто?", "Что?".
  • “Наряди ёлочку”.  Взрослый предлагает малышу украсить ёлочку шариками на которых изображены предметные картинки, например только со звуком Р.

Для  автоматизацией звука в предложениях предлагаю следующие игры:

  • "Закончи и повтори предложение". Взрослый начинает предложение, ребёнок заканчивает его подходящим по смыслу словом, а затем повторяет предложение полностью. Единственным условием этого задания является то, что в предложении подбираются слова с отрабатываемым звуком.
  • Работа со скороговорками. Наиболее популярный речевой материал. Играть со скороговорками можно по-разному: отхлопать или протопать каждое слово, устроить соревнование кто лучше повторит скороговорку, посчитать слова с на заданный звук в скороговорке и т.п.

Вот настал этап, когда ребёнок умеет произносить звук в словах и в предложениях, и тогда наступает период автоматизации в связной и спонтанной речи. Здесь никак не обойтись без картинного материала для пересказов текстов, пробуем составлять рассказы по картине, серии сюжетных картинок.

Игровые формы работы при автоматизации звуков, помогаю сделать этот процесс более эмоциональным, интересным, не скучным. Благодаря речевым играм активизируется и расширяется лексический запас, развивается фонематическое восприятие, развивается связная речь и умение логически и грамматически правильно строить предложения.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo