Специалисты

Консультация для родителей «Как стимулировать речевое развитие ребенка»

31

мая

2023

учитель-логопед МБДОУ д/с № 93

Брындикова Наталья Адамовна

Если у ребенка в 2-2,5 года отсутствует речь или говорит не внятно и мало — это повод для тревоги у родителей, для визита к врачу. Известный факт, что развитие речи ребенка может происходить скачкообразно:  сначала увеличивается пассивный словарь, хотя в основном еще преобладает лепет, проговаривание некоторых звукосочетаний. Затем замечается резкий скачок (обычно после полутора лет), и достаточно быстро растет лексический словарь употребляемых слов.

Особенно существенное увеличение речевой активности наблюдается в раннем возрасте, особенно после года. Именно тогда малыша важно приучать активно пользоваться словами, поощрять его речевую активность и познавательную потребность. В этом возрасте необходимо развивать у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, самому пытаться подражать речи взрослых. Если у малыша нет интереса к игрушкам, к слушанию детских песенок, попевок, не увлечь яркими картинками, то эти способы, стимулирующие речевое развитие, окажут вам полноценную помощь.

  1. Разговор с самим собой. Когда малыш играет рядом с вами, попробуйте говорить вслух о том, что заметили вокруг себя, какие предметы или явления увидели, какие услышали звуки, о чем думаете, что чувствуете. При этом речь должна быть замедленной, отчетливой, короткими простыми предложениями, которые понятны малышу.
  2. Параллельный разговор. Вы сами проговариваете все действия ребенка, которые он выполняет, какие предметы видит и осязает. Этим приемом, вы как бы наполняете лексику малышу словами, выражающие его опыт.
  3. Провокация, или искусственное понимание ребенка. Этот прием заключается в том, что для взрослого становятся непонятными некоторые слова и жесты ребёнка, при этом становится для малыша «глухим» и «глупым». Например, когда ребёнок просит жестом какую-то игрушку, с ожиданием ждет от вас понимания, дайте ему не ту игрушку, какую ему хочется. Конечно же, малыш возмутиться, что заставит его активизировать свою речь. Однако при этом почувствует себя понятливее и сообразительнее взрослого.
  4. Распространение. Расширяйте и дополняйте все о чём говорит малыш, но не заставляйте его повторять сказанное — вполне хватает того, что он вас услышал. Например, он сказал: «Каша», — вы же дополняете: «Гречневая каша очень вкусная», «Кашу едят ложкой». Этот прием подводит ребенка к овладению более развернутыми фразами, умению заканчивать свою мысль.
  5. Приговоры. Использование народного фольклора: песенок, потешек, приговоров в игровой деятельности с ребёнком приносит им большое удовольствие, способствует непро­извольному обучению, развивает фонематическое восприятие, воспринимать ритм фольклорного материала и постепенно понимать его смысл.
  6. Выбор. Предоставляйте ребенку самостоятельность выбора. Уже к двум годам он способен делать выбор, если эту возможность ему даёт взрослый: «Ты будешь играть с кубиками или машинкой?», «Ты будешь рисовать красками или карандашами?»
  7. Продуктивные виды деятельности. Иногда из-за недостаточности словаря, многие свои размышления ребенок выражает другими способами —  ри­сованием, лепкой, конструированием. Такая продуктивная деятельность развивает речевую активность, а так же сенсорные способности, которые имеют большое значение в развитии мыслительной деятельности. Ребенок  обозначает свои мысли с помощью зарисовки. Известный психолог Л.С.Выготский называл детское рисование «графической речью», и  задача взрослых — облечь мысль ребенка в слово. Попытайтесь превратить любой рисунок малыша в яркий рассказ, и наоборот,  рассказ — в изображение, которое в дальнейшем можно многократно дополнять и озвучивать. Когда таких «произведений» наберется большое количество, можно совместно с ребёнком изготовить из них книжку и показать, и рассказать своим знакомым. Ребенок, который  понимает, представляет и осмысливает, что он говорит, быстрее овладевает родным языком.
  8. Музыкальные игры. Очень велика значимость музыкальных игр в развитии речи дошкольника. Детям нравиться двигаться под музыку, подпевать, играть на шумовых музыкальных инструментах. Сначала ребенок воспроизводит только окончания слов или последние слова песенных строк. Не нужно расстраиваться — в ближайшем времени он начнет пропевать небольшие песенки полностью, возможно, не точно проговаривая некоторые слова. Исполняйте вместе с ним, но проговаривая все слова чётко, показывая образец правильной речи.
  9. Речевое развитие речи детей находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений рук. Так ли это? В электрофизиологических ис­следованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигатель­ная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для проверки уровня развития речи детей первых лет жизни существует следующий тест: малыша просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которые точно выполняют такие движения пальцев, — говорящие дети... До тех пор, пока тонкие движения пальцев рук не будут уверенными, сложно говорить о нормальном развитии речи  и мышления. Развивать мелкую моторику рук можно уже с 6-месячного возраста. Самый простой способ — массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к за­пястью. Можно попробовать и такие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по одному, сгибать и разгибать каждый палец ручки. Выполняем так 2—3 минуты ежедневно. Приемы могут быть достаточно разнообразными. Важным условием является то, чтобы вовлечь в движение большее количество пальцев, при этом движения должны быть вполне энергичными.

Для развития мелкой моторики, а значит, и речевой активности ребенка, предлагаю:        

  • запускаем мелкие волчки большим, указательным и средним пальцами одной рукой (правой или левой), а затем 2 волчка двумя руками;
  • разминаем пальцами пластилин, глину, тесто;
  • рвем на мелкие куски бумагу, а из этих кусочков выполняем аппликацию;
  • сжимать и разжимать кулачки;
  • пробуем держать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким;
  • «бродить» по прямо поверхности указательным и средним пальцами правой и левой руки (по очереди) и двумя одновременно, сначала медленно, потом быстро;
  • шевелить в воздухе только пальцами;
  • уметь кисти рук складывать «фонариком»;
  • хлопать в ладоши в разном темпе, с разной громкостью;
  • держать пальцы щепоткой («посолим суп»);
  • нанизывать на нитку или шнурок крупные пуговицы, шарики, бусинки;
  • пробовать закрутить шурупы, гайки;
  • полезны игры с конструктором, мозаикой, кубиками;
  • игры с матрешками, вкладышами;
  • игры с песком, водой;
  • рисование традиционными (красками, мелками, карандашами и нетрадиционными способами (примакивание салфеткой, кусочком губки, трубочкой для коктейля).
logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo