Специалисты
Консультация для родителей «Как стимулировать речевое развитие ребенка»
31
мая
2023
учитель-логопед МБДОУ д/с № 93
Брындикова Наталья Адамовна
Если у ребенка в 2-2,5 года отсутствует речь или говорит не внятно и мало — это повод для тревоги у родителей, для визита к врачу. Известный факт, что развитие речи ребенка может происходить скачкообразно: сначала увеличивается пассивный словарь, хотя в основном еще преобладает лепет, проговаривание некоторых звукосочетаний. Затем замечается резкий скачок (обычно после полутора лет), и достаточно быстро растет лексический словарь употребляемых слов.
Особенно существенное увеличение речевой активности наблюдается в раннем возрасте, особенно после года. Именно тогда малыша важно приучать активно пользоваться словами, поощрять его речевую активность и познавательную потребность. В этом возрасте необходимо развивать у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, самому пытаться подражать речи взрослых. Если у малыша нет интереса к игрушкам, к слушанию детских песенок, попевок, не увлечь яркими картинками, то эти способы, стимулирующие речевое развитие, окажут вам полноценную помощь.
- Разговор с самим собой. Когда малыш играет рядом с вами, попробуйте говорить вслух о том, что заметили вокруг себя, какие предметы или явления увидели, какие услышали звуки, о чем думаете, что чувствуете. При этом речь должна быть замедленной, отчетливой, короткими простыми предложениями, которые понятны малышу.
- Параллельный разговор. Вы сами проговариваете все действия ребенка, которые он выполняет, какие предметы видит и осязает. Этим приемом, вы как бы наполняете лексику малышу словами, выражающие его опыт.
- Провокация, или искусственное понимание ребенка. Этот прием заключается в том, что для взрослого становятся непонятными некоторые слова и жесты ребёнка, при этом становится для малыша «глухим» и «глупым». Например, когда ребёнок просит жестом какую-то игрушку, с ожиданием ждет от вас понимания, дайте ему не ту игрушку, какую ему хочется. Конечно же, малыш возмутиться, что заставит его активизировать свою речь. Однако при этом почувствует себя понятливее и сообразительнее взрослого.
- Распространение. Расширяйте и дополняйте все о чём говорит малыш, но не заставляйте его повторять сказанное — вполне хватает того, что он вас услышал. Например, он сказал: «Каша», — вы же дополняете: «Гречневая каша очень вкусная», «Кашу едят ложкой». Этот прием подводит ребенка к овладению более развернутыми фразами, умению заканчивать свою мысль.
- Приговоры. Использование народного фольклора: песенок, потешек, приговоров в игровой деятельности с ребёнком приносит им большое удовольствие, способствует непроизвольному обучению, развивает фонематическое восприятие, воспринимать ритм фольклорного материала и постепенно понимать его смысл.
- Выбор. Предоставляйте ребенку самостоятельность выбора. Уже к двум годам он способен делать выбор, если эту возможность ему даёт взрослый: «Ты будешь играть с кубиками или машинкой?», «Ты будешь рисовать красками или карандашами?»
- Продуктивные виды деятельности. Иногда из-за недостаточности словаря, многие свои размышления ребенок выражает другими способами — рисованием, лепкой, конструированием. Такая продуктивная деятельность развивает речевую активность, а так же сенсорные способности, которые имеют большое значение в развитии мыслительной деятельности. Ребенок обозначает свои мысли с помощью зарисовки. Известный психолог Л.С.Выготский называл детское рисование «графической речью», и задача взрослых — облечь мысль ребенка в слово. Попытайтесь превратить любой рисунок малыша в яркий рассказ, и наоборот, рассказ — в изображение, которое в дальнейшем можно многократно дополнять и озвучивать. Когда таких «произведений» наберется большое количество, можно совместно с ребёнком изготовить из них книжку и показать, и рассказать своим знакомым. Ребенок, который понимает, представляет и осмысливает, что он говорит, быстрее овладевает родным языком.
- Музыкальные игры. Очень велика значимость музыкальных игр в развитии речи дошкольника. Детям нравиться двигаться под музыку, подпевать, играть на шумовых музыкальных инструментах. Сначала ребенок воспроизводит только окончания слов или последние слова песенных строк. Не нужно расстраиваться — в ближайшем времени он начнет пропевать небольшие песенки полностью, возможно, не точно проговаривая некоторые слова. Исполняйте вместе с ним, но проговаривая все слова чётко, показывая образец правильной речи.
- Речевое развитие речи детей находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений рук. Так ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для проверки уровня развития речи детей первых лет жизни существует следующий тест: малыша просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которые точно выполняют такие движения пальцев, — говорящие дети... До тех пор, пока тонкие движения пальцев рук не будут уверенными, сложно говорить о нормальном развитии речи и мышления. Развивать мелкую моторику рук можно уже с 6-месячного возраста. Самый простой способ — массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно попробовать и такие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по одному, сгибать и разгибать каждый палец ручки. Выполняем так 2—3 минуты ежедневно. Приемы могут быть достаточно разнообразными. Важным условием является то, чтобы вовлечь в движение большее количество пальцев, при этом движения должны быть вполне энергичными.
Для развития мелкой моторики, а значит, и речевой активности ребенка, предлагаю:
- запускаем мелкие волчки большим, указательным и средним пальцами одной рукой (правой или левой), а затем 2 волчка двумя руками;
- разминаем пальцами пластилин, глину, тесто;
- рвем на мелкие куски бумагу, а из этих кусочков выполняем аппликацию;
- сжимать и разжимать кулачки;
- пробуем держать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким;
- «бродить» по прямо поверхности указательным и средним пальцами правой и левой руки (по очереди) и двумя одновременно, сначала медленно, потом быстро;
- шевелить в воздухе только пальцами;
- уметь кисти рук складывать «фонариком»;
- хлопать в ладоши в разном темпе, с разной громкостью;
- держать пальцы щепоткой («посолим суп»);
- нанизывать на нитку или шнурок крупные пуговицы, шарики, бусинки;
- пробовать закрутить шурупы, гайки;
- полезны игры с конструктором, мозаикой, кубиками;
- игры с матрешками, вкладышами;
- игры с песком, водой;
- рисование традиционными (красками, мелками, карандашами и нетрадиционными способами (примакивание салфеткой, кусочком губки, трубочкой для коктейля).