Специалисты

Профилактика речевых нарушений в детском возрасте

19

мая

2022

учитель-логопед МБДОУ д/с 393

Брындикова Н.А.

С каждым годом число речевых расстройств увеличивается. Современная профилактика речевых нарушений у детей взаимосвязана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья.

Для своевременного речевого развития родители, взрослые, окружающие малыша, должны постоянно общаться с ним, стремиться добиться ответной реакции. На самых ранних этапах жизни ребёнка его общение со взрослыми имеет большое значение и вызывает у него «комплекс оживления». Малыш отвечает на обращения оживлением общих движений, улыбкой, издаёт различные звуки, что способствует полноценному развитию ребёнка. Поэтому необходимо создавать условия для разнообразных двигательных реакций крохи, вызывать различные голосовые реакции младенца.    

Формирование речи напрямую связано с развитием общей и мелкой моторики.  Поэтому необходимо делать ребёнку массаж кистей рук, а позже использовать пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

Понимание речи происходит у ребёнка путём установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребёнка. Поэтому нельзя пытаться по мимике и жестам угадать желания ребёнка. Это не вызывает у ребёнка голосовых реакций и желания произносить звуки и слова.

Лингвистическое воспитание ребёнка должно в первые годы жизни происходить на родном языке. Двуязычие на раннем этапе развития речи является для ребёнка трудной задачей, темп его речевого развития может замедлиться. В семье должно быть выработано единое правило, которое позволит ребёнку в дальнейшем овладеть двумя и более языковыми системами.

В семье должны быть единые требования, предъявляемые к речи ребёнка. Эти требования не должны быть ни занижены, ни завышены.

Формировать речевые умения нужно в соответствии с возрастом дошкольника.

Не нужно в начале развития речи перегружать лексику ребёнка трудными для произношения и малопонятными словами, заучивать стихи и песни, не подходящие для данного возраста.

К 3-м годам у нормально развивающегося ребёнка словарь включает 1000-1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи, распространённые предложения, речь становится средством  общения со взрослыми и сверстниками.

Несмотря на достаточно объёмный словарный запас, внешнее оформление речи в этом возрасте ещё несовершенно: не чётко произносит шипящие, могут отсутствовать звуки "р", "л", наблюдается перестановка звуков.

Обычно эти особенности исчезают к 4-5 годам жизни, по мере созревания физиологических и психологических функций мозга.

Важно вовремя предупредить и устранить проблемы у ребенка с речевыми нарушениями, которые могут выражаться в следующем:

  1. Задержка в умственном и психическом развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и развивает его.
  2. Тяжелые психические травмы ребенка из-за имеющихся речевых недостатков (проявляющиеся уже к 5 годам).
  3. Трудности при обучении в школе. (вторичные речевые нарушения: дислексия, дисграфия).
  4. Нарушение уроков в классе при наличии детей с речевыми нарушениями, из-за насмешек одноклассников, появлений слёз и нежелание отвечать в аудитории.
  5. В будущем – проблемы личностного характера и ограничения в выборе профессий.

На первом и втором годах жизни важно показать малыша специалистам: невропатологу, окулисту, отоларингологу, ортопеду, логопеду. Такие углублённые осмотры позволяют выявить не только общую патологию, но и возможность развития речевых нарушений в самые ранние сроки.  Это позволяет начать профилактическую работу на пути развития речи при наличии сложностей в развитии.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo