Специалисты
Развитие связной речи в подготовительной группе
30
ноября
2020
учитель-логопед МБДОУ д/с № 93
Брындикова Наталья Адамовна
30.11.2020г.
В подготовительной группе продолжается дальнейшее формирование и развитие связной речи у детей.
Связная речь — смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Развитие связной речи предусматривает развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, формирование навыков практического общения с окружающими.
В процессе развития связной речи даются представления, что у текста есть начало, середина и конец, формируются умение раскрывать основную мысль высказывания, используются разные типы предложений. Ребёнок учиться высказываться в виде описаний, рассуждений, понимать художественный текст. Дошкольника необхоимо учить составлять повествовательные тексты (сказки, рассказы, истории) с соблюдением логического построения и использованием средств художественной выразительности.
Дети подготовительной группы должны уметь:
- внимательно слушать разговор товарищей, уметь поддерживать беседу.
- составлять рассказ по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, серии сюжетных картинок.
- связно, точно, последовательно, без больших пропусков пересказывать небольшие тексты.
- использовать диалогическую и монологическую речь.
- составлять рассказы о событиях из личного опыта, впечатлениях, придумывать свои варианты продолжения рассказов.
- составлять небольшие рассказы по воображению, на предложенную взрослым тему. Большое влияние на речь детей оказывает речь окружающих его детей и взрослых, она, как правило, является образцом для подражания.
Существуют различные приемы развития связной речи:
Составление рассказов по серии картин. Когда ребёнку предлагается определить последовательность сюжета, выложить в такой последовательности картинки и составить рассказ. При этом у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения; последовательное изложение произошедших событий.
Можно предложить придумать по сюжетной и пейзажной картине. При этом на первых порах озвучить наводящие вопросы. Для составления рассказа по сюжетным картинам используются картины с изображением нескольких групп действующих лиц, или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»). Также детям предлагаются пейзажные картины («Золота осень» И.Левитана, «Февральская лазурь» И.Грабаря и др.).
Очень хорошо развивает связную речь составление описательного рассказа о предметах. Например, по теме «Грибы» описать грибы съедобные и несъедобные, по теме «Ягоды» — описать ягоды садовые и ягоды лесные, по теме «Деревья» — сравнение деревьев лиственных и хвойных, деревьев и кустарников.
Очень необходимо и полезно чтение и рассказывание художественного произведения, заучивание наизусть стихотворений. Эффективным приемом является составление рассказов о своих впечатлениях, пересказ текстов (по частям или по ролям). Этот вид рассказывания имеет большие значение в развитии связной речи. Дошкольники учатся речевому общению, развивается умение передавать свой опыт в связной последовательности. Темы для детских рассказов подсказывают совместные события, впечатления об увиденном. В этом возрасте имеют место и темы общего характера, требующие обобщения опыта, моральных суждений.
Игры на развитие связной речи
Игра “Продолжи предложение”
В этой игре развивается умение строить распространённые предложения с различными частями речи.
Детям предлагается продолжить и закончить начатое предложение, используя наводящие вопросы. Например: “Машины едут… (Куда? Зачем?)”. Или более усложнённый вариант: “Машины едут по загородной трассе, чтобы …». Такой вариант, помимо совершенствования грамматического строя речи, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.
Игра “Если бы…”
Эта игра также способствует развитию связной речи, воображению, мышления. Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие различные темы, как:
- “Если бы я бы я мог исполнять желания, то …”
- “Если бы у меня оказалась шапка-невидимка…”
- “Если лето не наступит никогда…”
Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.
Игра “Закончи сам”
Взрослый рассказывает ребёнку начало сказки или рассказа, а затем предлагает продолжить или придумать концовку: «А как ты думаешь, что было дальше?».