Специалисты
Требования к речи первоклассника
21
октября
2020
учитель-логопед МБДОУ д/с № 93
Брындикова Наталья Адамовна
Для каждого родителя наступает долгожданный и ответственный момент, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу очень значимое событие в жизни ребёнка. Начинает меняться привычный для ребёнка образ жизни – он попадает в новый неизведанный ранее мир. Дошкольник становится школьником.
Для полноценного овладения в будущем чтением и письмом у дошкольников должны быть сформированы следующие компоненты речи:
- Умение слушать и слышать других.
- Звуковая сторона речи:
- правильно употреблять все звуки речи;
- чётко и внятно проговаривать слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);
- уметь использовать в речи силу голоса: говорить громко или тихо, или даже шёпотом, в зависимости от ситуации;
- изменять темп речи, учитывая содержание высказывания;
- Функции языкового анализа:
- делить предложения на слова, называть количество слов в предложении;
- делить слова на слоги и определять количество слогов в них;
- уметь выделять все звуки в словах, определять их наличие и место в словах;
- устанавливать последовательность звуков в слове.
- Лексическая сторона речи (словарный запас):
- точно подбирать значения слов;
- точно выражать свои мысли, связывая различные моменты в единое высказывание;
- дифференцировать обозначения предметов (например, «автомобиль легковой и грузовой, а не просто «автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
- использовать слова сложной слоговой структуры (например, длинноногий);
- пользоваться эпитетами (например, чистое поле);
- подбирать метафоры (например, туча комаров);
- использовать слова и фразы с переносным значением (например, сломя голову);
- подбирать синонимы (например, храбрый-смелый-отважный);
- Грамматическая сторона речи:
а) навыки словоизменения:
- изменять существительные по падежам и числам (например, санки, на санках);
- употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными, в роде, числе, падеже (например, голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными (например, один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (например, бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.);
б) навыки словообразования:
- образовывать слова с помощью уменьшительно ласкательных и увеличительных суффиксов (например, глаза-глазки-глазищи);
- образовывать глаголы с приставочным способом (например, шёл-вышел-обошёл- подошёл и т.п.);
- подбирать названия детёнышей животных;
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например, малина-малиновое, лиса-лисья);
6.Связная речь:
- свободно общаться со взрослыми и сверстниками;
- поддерживать диалог на темы, понятные ребёнку;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа;
- описывать окружающие предметы;
- раскрывать содержание картины, некоторых явлений окружающей действительности.