Специалисты

Требования к речи первоклассника

21

октября

2020

учитель-логопед МБДОУ д/с № 93

Брындикова  Наталья Адамовна

 

 

Для каждого родителя наступает долгожданный и ответственный момент, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу очень значимое событие в жизни ребёнка. Начинает меняться привычный для ребёнка образ жизни – он попадает в новый неизведанный ранее мир. Дошкольник становится школьником.

 

Для полноценного овладения в будущем чтением и письмом у дошкольников  должны быть сформированы следующие компоненты речи:

 

  1. Умение слушать и слышать других.
  2. Звуковая сторона речи:
  • правильно употреблять все звуки речи;
  • чётко и внятно проговаривать слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);
  • уметь использовать в речи силу голоса: говорить громко или тихо, или даже шёпотом, в зависимости от ситуации;
  • изменять темп речи, учитывая содержание высказывания;
  1. Функции языкового анализа:
  • делить предложения на слова, называть количество слов  в предложении;
  • делить слова на слоги и определять количество слогов в них;
  • уметь выделять все звуки в словах, определять их наличие и место в словах;
  • устанавливать последовательность звуков в слове.
  1. Лексическая сторона речи (словарный запас):
  • точно подбирать значения слов;
  • точно выражать свои мысли, связывая различные моменты в единое высказывание;
  • дифференцировать обозначения предметов (например, «автомобиль легковой и грузовой, а не просто «автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
  • использовать слова сложной слоговой структуры (например, длинноногий);
  • пользоваться эпитетами (например, чистое поле);
  • подбирать метафоры (например, туча комаров);
  • использовать слова и фразы с переносным значением (например, сломя голову);
  • подбирать синонимы (например, храбрый-смелый-отважный);
  1. Грамматическая сторона речи:

     а) навыки словоизменения:

  • изменять существительные по падежам и числам (например, санки, на санках);
  • употреблять различные предлоги;
  • согласовывать существительные с прилагательными, в роде, числе, падеже (например, голубое полотенце);
  • согласовывать существительные с числительными (например, один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
  • правильно употреблять глаголы (например, бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.); 

   б) навыки словообразования:

  • образовывать слова с помощью уменьшительно ласкательных и увеличительных суффиксов (например, глаза-глазки-глазищи);
  • образовывать глаголы с приставочным способом (например, шёл-вышел-обошёл- подошёл и т.п.);
  • подбирать названия детёнышей животных;
  • образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например, малина-малиновое, лиса-лисья);

 6.Связная речь:

  • свободно общаться со взрослыми и сверстниками;
  • поддерживать диалог на темы, понятные ребёнку;
  • рассказывать о пережитых событиях;
  • пересказывать содержание сказки, рассказа;
  • описывать окружающие предметы;
  • раскрывать содержание картины, некоторых явлений окружающей действительности.

 

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo